Ветераны отечественной космофизики
genrich_misha (61K)


Генрих Владимирович Старков (1933-2006)

Последние дни 2006 года омрачились уходом из жизни Генриха Старкова.
Мы были друзьями, единомышленниками, иногда - собутыльниками, часто партнерами в шутливых розыгрышах.
Последние года встречались нечасто, но это не смягчает горечи потери. Когда пройдет время, я напишу больше, а сейчас - первая версия странички памяги Г.В. Старкова.

3.03.07. Из поездки в Апатиты привез АВТОНЕКРОЛОГ, написанный Генрихом незадолго перед смертью, когда он понял, что скоро уйдет. Он и перед смертью не спасовал, не расстался с шуткой.
Публикую, не меняя ни строчки.

ЛЛ


Из юбилейного диска КНЦ РФН, 2001г.

СТАРКОВ Генрих Владимирович. (Род. 22.07.1933). Окончил физический факультет Ленинградского университета (1956).
starkov_yung (8K)И.о. ст. инженера полярной обс. Тихая (1956), ст. инженер обс. Диксон (1957), ст. инженер полярной станции б. Тикси Якутского филиала АН СССР (1960).
С 1961 г. инженер Полярного геофизического института (ПГИ) КФ АН СССР, мл. научный сотрудник (1965), и.о. ст. научного сотрудника (1974), ст. научный сотрудник (1978).
К.ф.-м.н.(тема диссертации “Динамика и энергетика зоны полярных сияний”, 1970).
Ст. научный сотрудник (1978).
Основные научные интересы: планетарная морфология полярных сияний и областей высыпаний авроральных частиц, динамика сияний в процессе развития авроральной суббури, радиоаврора и ее связь с полярными сияниями.
Совместно с Я. И. Фельдштейном построил планетарную картину полярных сияний (авроральный овал) в зависимости от уровня магнитной активности и параметров солнечного ветра. По данным о динамике полярных сияний и изменениям структуры магнитосферы (совместно с М.И. Пудовкиным) исследовал вариации магнитосферных электрических полей в процессе развития суббури.
Совместно с В.Г. Воробьевым и Я.И. Фельдштейном исследовал динамику полярных сияний на дневной стороне Земли. Показал, что амплитуда радиоавроры зависит от плотности ионизации в полярной ионосфере и разработал схему развития суббури в радиоавроре (совместно с М.В. Успенским).
Занимался влиянием вечной мерзлоты как на общее содержание озона в атмосфере, так и на связь общего содержания озона с циклом солнечной активности. В течение многих лет являлся руководителем рабочей группы по полярным сияниям и высыпаниям частиц секции “Магнитосферные исследования” Геофизического комитета АН СССР. Является членом Ученого совета ПГИ. За участие в работах по разработке ракетного комплекса Д9 в части изучения влияния полярных сияний на систему астрокоррекции траектории полета баллистических ракет награжден медалью “За трудовую доблесть” (1975).
Автор более 160 научных публикаций, в том числе монографии “Полярные сияния и рассеяние радиоволн” (в соавторстве с М.В. Успенским).



Генрих Старков на курсах С-180, 1957 г.

starkov_s-180 (242K)
.


fig/sta1a.jpg

Генрих - докладчик. Крайний справа - Юра Мальцев

sta2 (81K)

Визит в ПГИ французских коллег. Генрих - крайний справа, рядом вылез на передний план ваш покорный слуга, затем Л.С. Евлашин и П.Я. Сухоиваненко.

all-sky camera

Г.В. у all-sky камеры

pgid2 (36K)

ПГИ на демонстрации. Уже началась перестройка. Рядом с Генрихом - В.Е. Иванов и В.Л. Зверев

pgi0004 (91K)

ПГИ гуляет. 2004г.

pgi0004 (91K)

Кардинал и Миледи (Алла Черноус).

pgi0004 (91K)

pgi0004 (91K)

pgi0004 (91K)

Кардинал и Королева (Света Злобина).

genrih_belka (23K)

Генрих с Белкой

genrich_misha (61K)

Генрих с Мишкой

genrich_misha (61K)

genrich_misha (61K)

М. Успенский, Е. Пономарев, Г. Старков

genrich_misha (61K)

genrich_misha (61K)

Поссле защиты Оксаны, ИЗМИРАН, 29.11.05

genrich_misha (61K)

genrich_misha (61K)

genrich_misha (61K)

genrich_misha (61K)



Генрих Старков, АВТОНЕКРОЛОГ



Я ушел от вас, ваш дорогой товарищ! Холодная костистая рука скорби сжала ваши нежные сердца и вы тихо шепчете: " Как рано он /то есть Я/ покинул нас, как много доброго он смог сделать в этом мире!" А я из того мира грустно смотрю на вас и душа моя покрывается голубой блевотиной. Не так я жил, не так! В рай меня не пустили, вход туда членам ДОСП категорически запрещен, список уже есть у апостола Павла. Да и без этого я сделал в жизни многое такое, что навечно закрыло передо мной врата рая. К сожалению, я не смог также совершить ничего, что открыло бы мне дорогу в ад. И болтается сейчас моя нетленная душа между Небом и Землей, как дерьмо в проруби.
Дорогие, живущие друзья мои! Помяните меня незлым тихим словом в своих святых молитвах, не забывая при этом, что я никогда не входил в общество трезвости.

     Sincerely     Г.В. Старков


       Похоронная музыка /магнитофон/
1. Высоцкий. "Едешь ли в поезде..."
2. Бетховен. Лунная соната, первая часть
3. Верди. Марш из оперы "Аида"



В. Высоцкий. Веселая покойницкая
Едешь ли в поезде, в автомобиле
Или гуляешь, хлебнувши винца -
При современном машинном обилье
Трудно по жизни пройти до конца! 

Вот вам авария, в 3амоскворечье
Трое везли хоронить одного, 
Все и шофер получипи увечья,
Только который в гробу - ничего

Бабы по наяму рыдали сквозь зубы,
Дьякон и тот верхней ноты не брал, 
Громко фальшивили медные трубы, 
Только который в гро6у не соврал!

Бывший начальник и тайный разбойник 
Лоб  целовал и брезгливо плевал,
Все приложились , и только покойник 
Так никого и не поцеловал.

Но грянул гром - ничего не попишешь:
Силам природы на речи плевать... 
Все разбежались под плиты и крыши,
Только покойник не стал убегать.

а что ему дождь?! от него не убудет
Вот у живущих закалка не та!
Ну, а покойники, бывшие люди, -
Смелые люди и нам не чета!

Как не спеши тебя опережает
Клейкий ярлык, как отметка на лбу, 
А ничего тебе не угрожает
Только, когда ты в дубовом гробу.

Можно в отдельной, а можно и в общей:
Мертвых квартирный вопрос не берет!
Вот молодец - этот самый усопший, 
Вовсе не требует лишних хлопот!

В царстве теней, в этом обществе строгом
Нет ни опасностей нет ни тревог...
Ну а у нас – все мы ходим под богом,
Только которым в гробу – ничего!

Слышу кругом –«Он покойников славит…»
Нет, мы в обиде на нашу судьбу:
Всех нас когда-нибудь кто-то задавит,
За исключением тех, кто в гробу.


gvs_kardinal (15K)

ТРИ МНСа



Дводцатилетие ПГИ мы встретили самодеятельным мюзиклом "Три МНСа". Музыку и сюжетную линию взяли из популярных тогда "Трех мушкетеров", тексты - мои, костюмы изготовили наши женщины, актрисы и и жены актеров, у фортепьяно колдовал Володя Козелов. Королеву блестяще играла Света Злобина, в роли д'Артаньяна блистал Саша Яхнин, а кардиналом был Генрих Старков. Актер он был неважный, скованность его до конца преодалеть мне не удалось, но смотрелся он великолепно и текст произносил без запинки и даже пел.
Спектакль мы сыграли на юбилейном вечере в Лопарской и потом еще раз в Апатитах, в присутствии участников Апатитского семиинара.
Несколько фотографий с участием Генриха Старкова.


В отличии от автора сайта, который на семинарах и собраниях обычно спал, Генрих Старков рисовал чем придется и на чем придется.
Стиль его живописи - фигизм - корнями уходит в дализм. но уводит его в совершенно новом направлении.
Сбережение живописи Г.В. Старкова для человечества состоялось благодаря двум известным деятелям научно-культурного общества ПГИ - Владимир Павлович Козелов сохранил рисунки и устроил первую и последнюю прижизненную выставку работ художника, с его вступительным словом вы ознакомитесь ниже. Михаил Владимирович Успенский, советско-финский ученый, успел отснять рисунки до того, как они не выгорели и поблекли.
Именно эти фотокопии мы демонмстрируем на фото_ГВС_выставке

Слово В.П. Козелову

Шедевры, предствленные на сегодняшней выставке отражают искания художника-ученого в последние годы. Специфична та обстановка, в которой он творит. В авторских ремарках на полях картин в увидите, что лекции, экзамены, семинары, собрания, советы, заседания - вот та живительная атмосфера, которая будит в художнике вдохновенье, непотребную потребность выражаться.
И выражается! Да еще как! Сегодняшний вернисаж как раз и есть один из фрагментов художественного выражения Генрихом Владимировичем тех сложных проблем, над разрешением которых работает наш дружный коллектив.
В полотнах, представленных на выставке, вы увидите, как отражается в художественном полушарии головного мозга ученого те грандиозные вопросы, над которыми мыслит другое полушарие, ведающее абстрактным мышлением. Здесь и проблемы высыпаний из хвоста магнитосферы и драма борьбы идей вокруг овала. Генезис овализма, его метаморфозы и редукция - все это предстает пекред нами преломленным сквозь призму художнического видения самого автора концепции овала. То он видит овал замкнутым, то переплетенным. А вот уж он мыслится ученому-художнику в виде заветной лиры, в которой его душа прах переживет и тленья убежит.
Вы увидите и многое другое, что захотите увидеть. И как оглушительно, самоуничтожающе звучит с подогревом слово ОНЧ, и на какую крутую лестницу еще предстоит забраться теории резонансности солнечной системы и даже какие большие аэростаты мы научились запускать.
И как лейтмотив, как доминанта проходит по полотнам художника выразительный энергичный образ, найденный автором для отображения сложного тугого узла проблем, который мы стараемся распутать. Автор не впадает в пессимизм, его не пугает бесконечная сложность мироздания, у него нет и тени намека на тщетность и безнадежность извечных стремлений человека постичь скрытую гармонию мира. Здоровый, оптимистический взгляд художника на мир на место ученого в нем находят яркое выражение в тщательно выписанной в каждой работе детали. Всюду торчащим из узла кончиком автор гоаорит нам: Пусть мир сложен, пусть комплекс проблем, требующих разрешения, представляется туго завязанным узлом. Но всегда есть тот кончик, потянув за который в нужном направлении, можно распутать этот узел. И все станет ясным, как на раскрытой ладони, как три пальца.
Не имея возможность в кратком слове осветить своеобразие чист технической стороны творчества мастера и всю глубину эстетического кредо художника, я хочу чтобы вы представили его стоящим перед своими полотнами и говорящим сторками Апполинера:

Вот я весь перед выми исполннный здравого смысла,
Испытавший страданья и радость любви,
Иногда умевший навязать свое мненье другим,
Я знаю о старом и новом все то, что под силу узнать одному человеку.
Я сужу беспристрастно о затянувшейся распре
Между традицией и открыванием новых путей,
Между Порядком и броском в Неизвестность.

Мы хотим исследовать край необъятный и полный загадок,
Где цветущая тайна откроется тем, кто захочет ею владеть,
Снисхождение к нам! Мы ведем постоянно сраженье
На границах грядущего и беспредельного.

Благодарю за внимание.

В.П. Козелов 1 апреля 1975. 1788гг.


Кошачье дерьмо(быль)

Эту историю я слышал несколько раз от участников и зрителей этого розыгрыша и рассказываю на страницах СиЗиФа , посвященных Генриху, затем и потому, что не могу написать о нем с некрологической серьезностью. Он все еще живой и веселый в памяти и пусть таким и остается.

Место действия - Лопарская, участники - Генрих Старков, Петя Сухоиваненко и Миша Пудовкин со своим котом, по имени, кажется, Васькой. Все они обитали в одном финском домике обсерватории и даже в одной его половине, которая по замыслу опередившего время архитектора предназначалась для одной семьи, а проживало четыре.
Петр Яковлевич Сухоиваненко, ныне заслуженный пенсионер, тогда именовался только по имени Петей, как и все остальные, несмотря на то, что у всех у них, кроме Васьки, за плечами были и научный вес и до того - арктические или антарктические зимовки что не легче папанинской.
Петя, один из столпов спектрометрии полярных сияний, талантливый экспериментатор, человек крупного телосложения, добродушный и необидчивый, часто служил объектом дружеских розыгрышей Генриха. Вот один из самых изощренных.
Начнем с того, что кот Пудовкина не был очень воспитанным и избирал места для своего туалета по всей квартире. Это особенно не нравилось Пете, и он часто ворчал по этому поводу. Только не пускайте его в мою комнату, - говорил он, - не хватало, чтобы он и там нагадил.
Однажды, когда Петя ушел с вечера на работу наблюдать сияния, Генрих достал тюбик с горчицей и выдавил на покрывало Петиной кровати небольшую кучку горчицы, закрученную спиралью и украшенную сверху кокетливым хвостиком.
Рано утром все посвященные с нетерпением ждали появления Пети. И вот наконец он проследовал в свою комнату. Тишина, потом истошный крик
- Михаил Иванович!
Прибежали Миша и Генрих, подтянулись к дверям остальные.
- Что это такое?! - трагическим голосом прорыдал Петя, указывая на кучку
- Не знаю. А что? - спросил Миша Пудовкин.
- Как что? Кошачье дерьмо!
- Неужели? И кто это наделал?
- Как кто? Это твоего Васьки дерьмо!

Тут в диалог вмешался Генрих.
- Кошачье дерьмо? Сейчас проверим. - Он протянул руку, указательным пальцем мазнул по коричневой массе и отправил палец в рот.
- Действительно кошачье дерьмо, - сообщил он невозмутимо, обсосав палец.
Петя смотрел не него с ужасом.
- Генрих, ты что, это дерьмо…
- Бесспорно. Проверь сам.
- и Генрих вторично подцепив на палец содержимое кучки, протянул палец к Петиному рту.

Петя с ужасом отшатнулся, он потерял дар речи. Зато все зрители уже были не в силах сдерживаться и огласили комнату громким смехом.
Петя недоуменно переводил взгляд с одного на другого. Неуверенная улыбка показывала, что он уже догадывается, что его в очередной раз разыграли, но еще не понимает, в чем, собственно, дело.
Надо сказать, что на дружеские розыгрыши он обижался недолго, а Генрих шутил только над друзьями или над собой.



Еще несколько фотографий разных лет Генриха Старкова из фотоархива ПГИ

gv_starkov1 (8K) gvs (32K) gvs (32K)
gv_starkov1 (8K) gvs (32K) gvs (32K)


15.09.08. В СиЗиФ поступила статья The electron drift velocity, ion acoustic speed and irregularity drifts in high-latitude region, M.V. Uspensky, R. J. Pellinen, and P. Janhunen,Finnish Meteorological Institute, посвященная памяти Г.В. Старкова. Вот отрывок из посвящения:
We are dedicating this paper to our close friend Dr. Genrich Starkov from the Polar Geophysical Institute, who was widely known and respected scientist in auroral and radar physics...


Рисунки Г.В. Старкова история науки Из истории ПГИ
Для связи: lll@srd.sinp.msu.ru   НИИЯФ МГУ
страница создана 3 января 2007г и продолжена 3.03.07, 2.04.07, 12.06.07, 01.01.08, 15.09.08